Мониторинг и прогнозирование ЧС

Печать PDF

Начальник ТЦМП Перетятко Георгий Борисович

 

Предварительный прогноз возможных чрезвычайных ситуаций

на территории Смоленской области на  зимний  период  2016 - 2017 г.г.

 

I. Природные чрезвычайные ситуации (на основании информации ГУ «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской федерации»).

Климатические условия осенне-зимнего периода характеризуются следующими метеоусловиями.

В среднем по области количество дней:

с туманами -  декабре - 8; январь -6; феврале - 5;

с метелями -  декабре -  3; январе - 4; феврале - 3.

Всего за сезон в среднем бывает  до 10 дней с туманом и  с метелями,  продолжительностью от 3 часов до суток и более.

Преобладающим направлением ветров будут ветры западного и юго-западного направлений со средней скоростью 3-8 м/с, в отдельных случаях будет наблюдаться ветер со скоростью 15 м/с и более (за сезон 5 случаев по средним многолетним данным).

В предстоящий период ожидается:

  1. среднесуточная температура воздуха:

декабрь – ниже нормы на 0,5-1,0°С (норма -5,1°С), абсолютные максимум +9°С и минимум -38°С;

январь – ниже нормы на 1-2°С (норма -7,5°С), абсолютные максимум +10,9°С и минимум – 43°С;

февраль - около нормы (норма -6,4°С), абсолютные максимум +6°С  и минимум -37°С.

  1. Количество атмосферных осадков:

декабрь - около нормы (норма 47 мм), максимум 95 мм;

январь - около (норма 38 мм), максимум 89 мм;

февраль - больше нормы на 10-15% (норма 32 мм), максимум 58 мм.

За этот период в среднем по области выпадает 100-110 мм (18-20% от годовой суммы) осадков; 130 мм на юге области (метеостанция Рославль); 100 мм на западе (метеостанция Смоленск) и 115 мм на востоке области (метеостанция Гагарин).

Устойчивый снежный покров образовался 5 ноября (норма 30 ноября -    3 декабря).

Образование ледостава на водоемах ожидается в третьей декаде декабря в сроки близкие к средним многолетним (средние 10-15 декабря; поздние 27 декабря – 5 января; ранние 2-10 ноября).

По предварительным прогнозам, Смоленского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» зимой 2017 года следует ожидать обильных снегопадов в декабре, январе и феврале с резким понижением температуры, гололедообразование и сильными ветровыми нагрузки.

Обледенению и порыву линий электропередач могут быть подвержены территории Смоленского, Рославльского, Монастырщинского, Краснинского и Руднянского районов.

Сильные морозы с температурой воздуха минус 25°С  и ниже продолжительностью 2 суток и более, могут вызвать резкое увеличение потребления электроэнергии для дополнительного обогрева жилых и рабочих помещений, что приведет к перегрузам электрооборудования силовых трансформаторов и воздушных ЛЭП с возможными авариями в электросетях.

Особенно на территории Гагаринского, Вяземского, Смоленского районов, а также в северных: Велижском, Демидовском и Сычевском.

Сильные метели в декабре, январе, феврале могут вызвать нарушение энергоснабжения на территории Гагаринского, Вяземского, Смоленского, Починковского, Духовщинского, Монастырщинского, Краснинсого, Велижского и   Демидовского районов.

Природные чрезвычайные ситуации прогнозируются не выше муниципального и межмуниципального уровня и могут быть вызваны комплексом неблагоприятных метеорологических явлений.

II. Прогноз техногенных чрезвычайных ситуаций.

В промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве функционируют радиационные, химические, пожароопасные и взрывопожароопасные производства, представляющие серьезную опасность для населения и окружающей природной среды. Возможность возникновения аварий на этих производствах сегодня усугубляется тем, что на большинстве производств имеет место высо­кая степень износа основных производственных фондов, не осуществляется модернизация, ре­монт и профилактические работы, продолжается падение технологической дисциплины.

Наиболее вероятными чрезвычайными ситуациями техногенного характера на них могут быть аварии на производственных линях и оборудовании, а также пожары:

на предприятиях использующих АХОВ;

на магистральных газо- и нефтепроводах;

на взрывопожароопасных объектах;

на гидротехнических сооружениях.

Наличие систем контроля и систем аварийной остановки технологического процессов, наличия автономных и резервных источ­ников электропитания позволяет сделать вывод, что чрезвычайные ситуации техно­генного характера не выше локального уровня.

 

III.      Биолого-социальные чрезвычайные ситуаций

На основании информации   Управления Роспотребнадзора по Смоленской области за предыдущие пять лет в осенне-зимнем периоде времени прогнозируется:

сезонный рост заболеваемости инфекциями дыхательных путей в декабре 2016 и январе 2017 годов с превышением эпидемического уровня;

отравления и заболевания кишечными инфекциями в период праздников в январе и феврале;

единичные заболевания природно-очаговыми инфекциями на весь зимний период.

Эпизоотическая обстановка – прогнозируется выявление единичных случаев бешенства среди диких животных на уровне 2015 (44 случая), АППГ (32 случая) .

Возникновение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, обусловленных ухудше­нием эпидемиологической обстановки на территории Смоленской области, не ожидается.

 

Заключение

1. Природные чрезвычайные ситуации не выше межмуниципального уровня на территории Смоленской области прогнозируются как комплекс неблагоприятных метеорологических явле­ний.

2. Исходя из данных о степени износа производственных фондов, наличия систем контроля и систем аварийной остановки технологического процесса, наличия автономных и резервных ис­точников электропитания, уровня подготовки инженерно-технического персонала, соблюдения технологической и производственной дисциплины чрезвычайные си­туации техногенного характера на территории Смоленской области возможны не выше локального уровня.

3. Возникновение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, обусловленных ухудшени­ем эпидемиологической обстановки на территории Смоленской области, не ожидается.

 

Функции ТЦМ и ПЧС

 

4.1. ТЦМ и ПЧС функционирует как структурное подразделение ИАС СОГБУ «Пожарно-спасательный центр» и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством начальника ТЦМ и ПЧС.

4.2. ТЦМ и ПЧС является органом, осуществляющим мониторинг и прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Смоленской области.

4.3. ТЦМ и ПЧС осуществляет:

сбор информации от всех учреждений и организаций, осуществляющих мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Смоленской области;

обобщение и анализ собранной информации;

учет собранной информации, ее обработку и анализ;

ведение базы данных о произошедших и прогнозируемых чрезвычайных си­туациях;

разработку на основе имеющейся и поступающей информации, оперативных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов чрезвычайных ситуаций на территории Смоленской области;

разработку вариантов действий и сценариев реагирования на возникновение возможных чрезвычайных ситуаций на территории области.

своевременное информирование директора СОГБУ «Пожарно-спасательный центр», начальника ГУ МЧС России по Смоленской области, Губернатора Смоленской области, председателя и членов комиссии по ЧС и ОПБ при Администрации Смоленской области, председателей и членов комиссий при органах местного самоуправления, начальника ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Смоленской области, диспетчеров Единых дежурно-диспетчерских служб, начальников пожарных гарнизонов о времени и масштабах прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, а также необходимых мерах по снижению масштабов потерь от последствий чрезвычай­ных ситуаций.

4.4. В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба чрезвычайной ситуации ТЦМ и ПЧС функционирует в одном из следующих режимов:

режим повседневной деятельности - нормальная производственно-промышленная, радиационная, химическая, биологическая (бактериологическая), гидрометеорологическая и иная обстановка, отсутст­вие эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, отсутствие прогнозных данных о возникновении чрезвычайной ситуации;

режим повышенной готовности - ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, био­логической (бактериологической), гидрометеорологической и иной обстановки, наличие прогнозных данных о возникновении чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации - ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической и иной обстановки до уровня чрезвычайной ситуации;

4.4.1. Режим повседневной деятельности предусматривает:

сбор, обработка и анализ информации, поступающей от организаций, осуществляющих мониторинг на территории Смоленской области, и ее представление в соответствующие органы;

прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;

участие в разработке превентивных мероприятий для органов местного самоуправления по предупреждению и снижению последствий  от ЧС природного и техногенного характера;

участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба.

4.4.2.  Режим  повышенной готовности предусматривает:

выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;

непрерывный сбор и анализ информации, поступающей от организаций, осуществляющих  мониторинг на территории Смоленской области, и представление ее в соответствующие органы;

оперативное и текущее прогнозирование ЧС;

уточнение планов взаимодействия в ТП РСЧС Смоленской области;

разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;

4.4.3. Режим чрезвычайной ситуации предусматривает:

сбор, обработку и анализ мониторинговой и прогностической информации в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;

оперативное прогнозирование развития ЧС;

определение границ зоны ЧС;

разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.

4.5.  Решение о переводе ТЦМ и ПЧС в режим повышенной готовности или чрезвы­чайной ситуации принимает начальник ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Смоленской области.

В этих режимах ТЦМ и ПЧС осуществляет информационную поддержку работы ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по Смоленской области, комиссий по ЧС и ОПБ, действующих на территории Смоленской области, оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

Информационный центр 2016

© 2017 Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Пожарно-спасательный центр». Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

 
Правила безопасности