При пожарах

Печать PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПАМЯТКА

о проведении мероприятий по предотвращению несанкционированных палов сухой травы (для глав муниципальных образований)Актуальность проблемы неконтролируемых палов сухой растительности обусловлена их высокой пожарной опасностью для лесного фонда, иных природных территорий, населенных пунктов, объектов экономики.Данная памятка предназначена в помощь главам муниципальных образований для обеспечения мер пожарной безопасности по недопущению несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения и иных категорий. Составители: Нарышкин А.Г., Волкова Л.В., Петрушова Ю.А.

 


Системный характер проблемы несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения и землях иных категорийВ настоящее время палы сухой травы в России являются распространенным методом у населения и организаций очистки земель сельхозназначения и иных категорий от прошлогодней растительности. В подавляющем большинстве случаев палы сухой растительности на землях сельхозназначения и землях иных категорий проводятся населением без соблюдения правил пожарной безопасности, без согласования указанных работ с органами местного самоуправления, диспетчерскими службами лесного хозяйства, подразделениями пожарной охраны, государственного экологического надзора. В результате огонь несанкционированных палов переходит на населенные пункты, объекты экономики, лесозащитные полосы, торфяники, земли лесного фонда, другие природные территории.

Так, 6 ноября 2009 года огонь несанкционированного пала сухой растительности, проводимый в 5 километрах от села Мостовое Амурской области, перешел на населенный пункт. При тушении пожара погибло 7 человек, среди которых 11-летний подросток, 2 человека получили ожоги.

12 мая 2011 года в населенном пункте Гусево Шегарского района Томской области от несанкционированного пала сухой растительности сгорело 5 жилых и 2 нежилых дома.

14 мая 2012 года в Исакогорском округе г. Архангельска отнесанкционированного пала сухой растительности сгорело 9 домов, в которых проживали более 200 человек.

16 марта 2013 года в населенном пункте Мизур в Республике Северная Осетия (Алания) в результате несанкционированного пала сухой растительности сгорело 3 частных дома, 1 восьмиквартирный дом и 6 хозяйственных построек.

10 марта 2014 года в населенном пункте Пестово Старорусского района Новгородской области от несанкционированного пала сухой растительности сгорело 3 дома и 4 нежилых постройки.

От несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения в лесном фонде ежегодно возникает около 160 крупных лесных пожаров (8% от общего числа крупных лесных пожаров в России, наносящих наибольший экологический и экономический ущерб).

Затраты на тушение крупных лесных пожаров могут достигать 80-90 % всех финансовых средств и ресурсов, выделяемых субъектам РФ на исполнение полномочий по охране лесов от пожаров. В 2012-2013 годах площадь лесного фонда, пройденная крупными лесными пожарами, составила более 2,2 млн. га, однако работниками лесного хозяйства не допущено ни одного случая перехода огня лесного пожара на населенные пункты.

В результате несанкционированных палов сухой растительности возникает задымление, причиняющее прямой и косвенный вред окружающей среде, здоровью и жизни людей. Так, 10 марта 2014 года, на Приморском кольце в районе съезда на населенный пункт Куликово Калининградской области из-за нарушения видимости, возникшей вследствие пала сухой растительности, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие, в котором серьезные повреждения получили пять автомобилей, в которых находилось несколько детей.

В российском сознании доминирует мнение, что палы сухой растительности экономичны и безвредны, но только приведенные выше факты уже доказывают, что неконтролируемые палы сухой растительности дорого обходятся нашим гражданам, государству и окружающей среде.

Основные меры пожарной безопасности при организации выжиганий сухой растительности и создание условий обеспечения пожарной безопасности при проведении данного вида рабо

 

Основные меры пожарной безопасности при организации и осуществлении выжиганий сухой травянистой растительности и создание условий обеспечения пожарной безопасности при проведении данного вида пожароопасных работ на земельных участках, не отнесённых в соответствии с законодательством Российской Федерации к землям лесного фонда, определены в «Методических рекомендациях по проведению выжиганий сухой растительности» №2-4-87-1-19, утвержденных заместителем министра МЧС РФ 23.01.14, согласованных с Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством регионального развития РФ.

Пункт № 5 «Методических рекомендаций по проведению выжиганий сухой растительности» №2-4-87-1-19 гласит: «выжигание сухой травянистой растительности, а также растительных остатков на земельных участках допускается в исключительных случаях, когда для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и иных объектов инфрастуктуры требуется очистка земельного участка от сухой травянистой растительности или ее остатков при отсутствии других доступных способов очистки земель». «Методические рекомендации по проведению выжиганий сухой растительности» №2-4-87-1-19 разработаны во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. N Пр-1037 и поручений Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N АД-П9-3351 и направлены на исключение возможности перехода огня на лесные насаждения, торфяники, населённые пункты и объекты инфраструктуры.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению выжиганий сухой растительности» № 2-4-87-1-19 «мероприятия по проведению профилактических контролируемых выжиганий осуществляются организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры или по тушению лесных пожаров, добровольной пожарной охраной. На проведение работ оформляется соответствующий наряд-допуск по форме, предусмотренной приложением N 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N390.

Обязательно предварительное согласование указанных работ с подразделением пожарной охраны, органами государственного экологического надзора соответствующего субъекта Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, охрану и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания, региональными диспетчерскими службами лесного хозяйства, а также органом местного самоуправления.

Руководитель организации, производящей профилактическое выжигание, обеспечивает в процессе проведения работ исправное техническое состояние пожарных автомобилей, иной техники, а также средств тушения пожара. Работники, производящие выжигание, допускаются к работам только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности и прохождения противопожарного инструктажа.

Организация работ должна обеспечивать непрерывный осмотр пройденной огнём площади участка с целью предотвратить его распространение. С началом работ обеспечивается присутствие уполномоченных представителей собственника или пользователя земельного участка, где производится выжигание растительности, в течение всего времени проведения работ. После завершения отжига ведётся контрольный обход участка по внешней его границе с целью выявления и тушения оставшихся очагов горения. Особое внимание при обходе должно быть уделено границе выжигания с подветренной стороны. О завершении работ извещается территориальное подразделение Государственной противопожарной службы и соответствующий орган местного самоуправления.

По окончании работ наряд-допуск закрывается в установленном порядке.

Также «Методические рекомендации по проведению выжиганий сухой растительности» №2-4-87-1-19 определяют требования пожарной безопасности к проведению работ.

Профилактические выжигания проводятся в равнинных условиях, и только в границах противопожарных барьеров, в качестве которых могут использоваться защитные минерализованные полосы или естественные преграды, в качестве которых могут выступать дороги, ручьи, реки, просеки. Работы ведутся в безветренную погоду до наступления пожароопасного сезона или сразу после его окончания.

Перечень технических средств и снаряжения, используемых при проведении профилактических выжиганий, включает:

пожарную технику;

землеройную технику (трактор с плугом);

индивидуальные ручные средства, используемые для зажигания;

средства связи;

средства для создания преград распространению огня и для его тушения в случае угрозы выхода профилактического выжигания из-под контроля;

другие виды пожарной техники, средств тушения пожара, оборудования, пожарного снаряжения, возможные для использования в соответствии с местными условиями.

Участок земли, на котором запланировано выжигание сухой травянистой растительности, делится на блоки. Площадь блока не должна превышать 0,5 га.

Основными условиями проведения выжиганий сухой травянистой растительности являются:

наличие по всем сторонам каждого блока непрерывных противопожарных барьеров шириной не менее 2 метров;

участок для выжигания располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта защиты (здания, сооружения, открытой установки, ограждений, забора и пр.) либо лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев, 100 метров - от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев;

территория вокруг участка выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25-30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов;

относительная влажность воздуха более 50%, температура воздуха составляет 15-20°С, средняя скорость ветра не превышает 2 м/с;

достаточная численность работников бригад организации, осуществляющей выжигание (не менее 5 человек на каждый блок, подвергаемый выжиганию);

члены бригады обеспечены необходимым количеством средств пожаротушения, пожарной, землеройной и вспомогательной техникой.

Профилактические палы сухой травянистой растительности запрещаются:

при действии на соответствующей территории особого противопожарного режима;

при наличии на земельном участке лесных насаждений;

при нахождении вблизи участка сжигания торфяников, а также лесных насаждений из хвойных пород или с их участием не менее 20%, а также хвойных молодняков;

на торфяных и других почвах, способных к длительному горению».

Контролируемые профилактические выжигания сухой растительности на

территории лесного фонда как фактор снижения риска пожарной опасности

В соответствии со ст. 53.1. Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов. Данной статьей проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов отнесено к мерам противопожарного обустройства лесов.

Контролируемые профилактические выжигания - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и(или) распространения лесного пожара, в том числе предотвращение возникновения лесных пожаров от палов сухой травы.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 377 «Об утверждении правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы», главы муниципальных образований утверждают план тушения лесных пожаров и прилагаемые к нему формы, в том числе форму «Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов».

Лесная служба проводит профилактические выжигания, руководствуясь Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 24 марта 1999 г. N 68 «Об утверждении рекомендаций по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы».

Ответственность юридических и физических лиц за проведение и последствия неконтролируемых палов сухой растительности

Ст. 1 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» устанавливает, что «пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом». Таким образом, несанкционированные палы сухой растительности являются фактором нарушения требований пожарной безопасности.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности при проведении палов сухой растительности наступает:

в соответствии с п.2 ст. 8.32. «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» КоАП РФ, устанавливающей, что «выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра»;

в соответствии с ч.1, ч.2, ч.б, ч.6.1 ст. 20.4. КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности», устанавливающими, что «нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 («Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте») настоящего Кодекса и ч.5, ч.7 («Нарушение требований пожарной безопасности к зданиям, строениям, сооружениям») настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Уголовная ответственность наступает:

в соответствии со ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности», устанавливающей, что «нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

в соответствии со статьей 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» устанавливающей, что «уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».

Часто собственники земельных участков считают, что если земельные участки находятся в их собственности, то им удастся избежать наказания за поджог собственного имущества. Однако, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14, основанном на судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем определено, что «если в результате поджога собственного имущества причинен значительный ущерб чужому имуществу либо имуществу, которое являлось совместной собственностью виновника пожара и иных лиц, действия такого лица, желавшего наступления указанных последствий или не желавшего, но сознательно допускавшего их, либо относившегося к ним безразлично, надлежит квалифицировать как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога, что в соответствии с ч.2 ст. 167 УК РФ «наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок».

В том случае, когда лицом совершен поджог своего имущества, в результате чего причинен по неосторожности вред в крупном размере чужому имуществу либо имуществу, которое являлось совместной собственностью иных лиц и виновного, действия последнего надлежит квалифицировать как уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности в соответствии со ст. 168 УК РФ.

Ответственность глав муниципальных образований по обеспечению пожарной безопасности в пределах муниципального образования

В соответствии со ст.2 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в т.ч. касающихся обеспечения первичных мер обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС в границах муниципального образования. В соответствии со ст.З ФЗ № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления «являются одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности - совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального характера, направленных на борьбу с пожарами».

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности определены в ст. 19 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г.

В соответствии со ст. 21 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» органами местного самоуправления разрабатываются и реализуются меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований.

В соответствии со ст.7 ФЗ №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами РФ.

Муниципальные правовые акты, регламентирующие запрет неконтролируемых палов сухой растительности на землях сельхозназначения и землях иных категорий

Муниципальный правовой акт о запрете проведения несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения и землях иных категорий с целью обеспечения пожарной безопасности территории муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий имеет право принять муниципальный правовой акт о запрете проведения несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения и землях иных категорий в соответствии с ФЗ №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ №69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», ФЗ №68 от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Ф3№7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», со ст.84 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г., ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.

Для своевременного принятия данного правового акта следует учитывать время начала схода снежного покрова. На территории муниципального образования необходимо обеспечить постоянный контроль за выполнением запрета несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения и землях иных категорий.

О решении введения запрета на проведение несанкционированных палов сухой растительности на землях сельхозназначения и иных категорий необходимо информировать местное население путем размещения данного правового акта и информации о нем в муниципальных средствах массовой информации. Местному населению необходимо четко и доступно разъяснить и обосновать необходимость принятия данной меры для обеспечения пожарной безопасности на территории всего муниципального образования. Используя возможности средств массовой информации, необходимо менять устоявшиеся неверные представления населения о возможности проводить палы сухой растительности самовольно, а также о пользе выжигания сухой травы для ведения сельского хозяйства.

Сельскохозяйственый пал как метод очистки полей является фактором снижения плодородия почвы, т.к. зола, в которую переходят минеральные вещества, содержащиеся в сухой траве, остается на поверхности почвы и дождями смывается с поверхности поля.

Выжигание сухой растительности не способствует более быстрому росту зеленых растений, так как почва от беглого травяного пожара прогревается незначительно. Но от сельскохозяйственного пала гибнут организмы- почвообразователи (бактерии, дождевые черви и др.), что также является фактором снижения почвенного плодородия. Основой возникновения у населения мнения о том, что выжигание сухой травы ускоряет рост зеленой, является тот факт, что до сжигания сухая трава скрывает зеленую траву.

         В целях охраны лесов от пожаров, снижения риска перехода огня на населенные пункты и объекты экономики главы муниципальных образований должны обеспечить своевременное принятие муниципальных правовых актов о введении особого противопожарного режима, режима ЧС в лесах муниципального уровня.

Муниципальный правовой акт о введении на территории муниципального образования особого противопожарного режима.

В случае повышения пожарной опасности решением главы местного самоуправления на соответствующих территориях муниципальным правовым актом может устанавливаться особый противопожарный режим (ст. 30 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»).

На период действия особого противопожарного режима на территории муниципального образования муниципальным правовым актом по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе запрет выжиганий сухой растительности на землях всех категорий, ограничение посещения гражданами лесов, привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Муниципальный правовой акт о введении режима чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, возникшей вследствие лесных пожаров.

Чрезвычайная ситуация в лесах муниципального характера возникает, когда в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более 2 суток. Данные зоны определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

К зоне наземной охраны лесов относят густонаселённые территории с развитой дорожной сетью, на которых нецелесообразно применение авиации и обнаружение и тушение лесных пожаров производится наземными способами. Применение авиации допускается для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, а также с другими неблагоприятными природными факторами (вспышки массового размножения вредных лесных организмов, наличие крупных участков леса с патологическим состоянием и т. п.).

К зоне авиационного мониторинга относятся земли лесного фонда и прилегающая территория, на которых проводятся регулярные плановые полёты по авиапатрулированию лесов с целью обнаружения лесных пожаров с воздуха.

Нормативно-правовой базой для введения ЧС в лесах муниципального уровня являются:

Лесной кодекс РФ (федеральный закон от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ, ст.52-53, ст.84);

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2014 г. № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров», где также установлены правила взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;

Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, в условиях таких чрезвычайных ситуаций. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 г. № 376;

ГОСТ Р22.1.09-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров;

Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794.

 

Порядок введения режима чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, возникшей вследствие лесных пожаров

 

Органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленных ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, направляют соответствующую информацию о ситуации с лесными пожарами в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования. На основании решения комиссии глава муниципального образования принимает решение о введении режима чрезвычайной ситуации в лесах муниципального уровня.

При введении режима чрезвычайной ситуации в лесах муниципального уровня органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров.

Участие граждан, юридических лиц по осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Контроль над исполнением муниципальных правовых актов о запрете палов сухой травы, особом противопожарном режиме и режиме чрезвычайной ситуации в лесах муниципального уровня глава муниципального образования имеет право закрепить за собой либо за своим заместителем.

 

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЛЕСНОЙ охраны

8-800-100-94-00

ФБУ Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана»

141207, Московская область, г. Пушкино, ул. Горького, 20.

тел. (495)993-31-25, факс (495)626-99-31 E-mail: info@aviales.ruЭтот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript www.aviales.ru

 

Информационный центр СОГБУ «Пожарно-спасательный центр»

214008, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Багратиона, 4

тел. (4812)62-44-44

Памятка жителям сельских населенных пунктов

Уходить от лесного пожара при возможности лучше всего по лиственному лесу, избегая хвойных молодняков. Если весь лес хвойный, желательно идти среди больших деревьев, избегая захламленных участков. Не подходите близко к огню.

Как бороться с природными пожарами?

Чтобы сберечь от огня лес, дом и хозяйство не подвергать опасности родных и близки, важно понять, что защита от природных пожаров - дело каждого из нас. Проследит чтобы ваш населенный пункт был опахан по всему периметру, чтобы имелся пожарный водоем и проезд для пожарной машины. Не лишним будет и напомнить односельчанам правила обращения с огнем в лесу и на участке. Необходимо также поставить в населенном пункте информационные стенды на которых будут указаны телефоны Прямой линии лесной охраны, местного лесничества и пожарно-химической станции. Если пожар все же возник, то чем быстрее узнают о нем подразделения пожарной охраны, тем лучше.

Природный пожар - общая беда

Каждый из тех, чей дом уничтожил огонь, пришедший с поля или из леса, до последнего был уверен - уж его-то беда не коснется. Увидев столб дыма над лесом, горящую траву у дороги, тлеющее торфяное болото - сразу же позвоните на Прямую линию лесной охраны, даже если кажется, что горит далеко от вашей деревни или села. Ведь пожары часто развиваются с большой скоростью, порой они могут за один день пройти десятки километров.

Относитесь к пожарам со всей серьезностью! Не допускайте их возникновения и распространения! Куда звонить при пожаре?

Если вы увидели природный пожар (лесной, торфяной, горящую траву), сразу же сообщите о нем. Тушением природных пожаров в России занимаются работники лесного хозяйства, лесопожарных центров, авиалесоохраны.

Прямая линия лесной охраны 8-800-100-94-00

(единый бесплатный номер, работает круглосуточно)

 Ответственность за тушение пожаров в населенных пунктах возложены на подразделения пожарной охраны. Поэтому,  если пожар угрожает населенному пункту, позвоните на единый телефон оперативных служб.

Единый номер вызова экстренных оперативных служб —112

(бесплатный, работает круглосуточно)

Травяные пожары (неконтролируемые палы сухой травы)

Любой пал сухой травы, который проводится без разрешения властей, без контроля специалистов, считается пожаром. Часто жители сельских населенных пунктов полагают, что сами «контролируют» свои палы при помощи подручных средств, но это ошибка. Неспециалист зачастую не может справиться с огнем, который в итоге становится причиной лесных и торфяных пожаров, а также пожаров в жилом секторе и на объектах экономики.

Травяные пожары снижают плодородность почвы, поэтому урожай уменьшается, трава на кормовых лугах становится менее сочной. В огне погибают мелкие животные, сгорают птичьи гнезда.

Если вы находитесь на травяном пожаре, помните, что зоной безопасности на них является выгоревшая площадь.

Торфяные пожары

Подземные (торфяные) пожары часто возникают, как следствие весенних палов сухой травы. Очаг торфяного пожара выглядит как углубление в земле, оттуда доносится характерный неприятный запах, иногда идет дым. Торфяные пожары очень  сложно (хотя и возможно) тушить. Торфяной дым опасен для людей - особенно для детей,  пожилых людей, аллергиков и страдающих легочными заболеваниями. При передвижении следует избегать приближения к очагам, поскольку деревья вокруг них часто падают из-за подгорания корней. Желательно проверять  почву впереди себя длинной палкой, чтобы не провалиться в прогар.

Лесные пожары

Лесные пожары характеризуются горением деревьев, кустарников, лесной подстилки.

 Особенно опасны пожары в хвойных лесах, а также в тех, где скопилось большое количество лесных горючих материалов - (сухостоя, валежника).

 

 

ПАМЯТКА ЖИТЕЛЯМ

Как тушить сухую траву?

При травяном пожаре, как и при любом другом, прежде всего необходимо вызвать пожарных. Но травяные пожары — скоротечные, а пожарные в сельской местности могут добираться до места достаточно долго.
До приезда пожарных служб жители населенного пункта (в возрасте от 18 лет), могут попытаться тушить траву самостоятельно, захлестывая огонь на кромке. Для этого можно применять веники из деревьев лиственных
пород, куски брезента, старую одежду из плотной натуральной ткани, другие подручные средства. Удары нужно наносить по горящей кромке, срывая пламя и одновременно отбрасывая горящие частицы на выгоревшую площадь. Необходимо следить за тем, чтобы не попасть в «карман» на горящей кромке, при малейшей опасности отходить на выгоревшую территорию. Помните, что на травяном пожаре t ситуация меняется быстро, поэтому они очень опасны. Когда нет уверенности в том, что с огнем удастся справиться (при сильном ветре, высоком пламени или недостаточном количестве людей) за самостоятельное тушение браться не стоит. Нельзя допускать к тушению
людей в состоянии алкогольного опьянения.

Очень важно заранее позаботиться о защите населенных пунктов. Проследите, чтобы ваш сельский населенный пункт был опахан по всему периметру, сделаны прокосы, проверены проезды к пожарным водоемам и проверена работоспособность оборудования, тогда будет  проще не допустить пожар к жилым домам.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ СЕЛЬХОЗПАЛОВ!

Контакты:

Федеральное бюджетное учреждение «Авиалесоохрана» 141207, Московская обл., г. Пушкино, ул. Горького, д. 20.

тел. (495)993-31-25 факс (495)626-99-31

E-mail: info@aviales.ruЭтот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Официальный сайт: http://www.aviales.ru/

 

Информационный центр СОГБУ «Пожарно-спасательный центр»

(4812)66-44-44

Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное бюджетное учреждение «Авиалесоохрана»

СЕЛЬХОЗПАЛЫ - ПОДКОНТРОЛЬ!

Памятка жителям сельских населенных пунктов

Прямая линия лесной охраны

8-800-100-94-00

(единый бесплатный номер, работает круглосуточно)

 

Информационный центр 2016

© 2024 Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Пожарно-спасательный центр». Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

 
Правила безопасности